Русский язык 865 - это дочерний блог моего блога русский и литература 865


четверг, 17 сентября 2015 г.

Звуки и буквы русского языка. Согласные и гласные

1.5. Звуки речи и буквы

1. В соответствии с тем, какие звуки обозначаются буквами, все буквы делятся на гласные и согласные.
Гласных букв 10:
AЕЁИОУЫЭЮЯ
Согласных букв 21:
БВГДЖЗЙ
КЛМНПРС
ТФХЦЧШЩ
2. В русском языке обозначаются не все звуки речи, а только основные. В русском языке 43 основных звука – 6 гласных и 37 согласных, тогда как число букв – 33. Не совпадает также количество основных гласных (10 букв, но 6 звуков) и согласных (21 буква, но 37 звуков). Разница в количественном составе основных звуков и букв определяется особенностями русского письма.
3. В русском языке твёрдый и мягкий звук обозначается одной и той же буквой.
Ср.: сэр [сэ́р] и сер [с’э́р].
4. Шесть основных гласных звуков обозначаются десятью гласными буквами:
[и] - и (милый).
[ы] – ы (мыло).
[а] – а (май) и я (моя).
[о] – о (мой) и ё (ёлка).
[э] – э (это) и е (мeл).
[у] – у (куст) и ю (юла).
Таким образом, для обозначения четырёх гласных звуков ([а], [о], [э], [у]) имеется два ряда букв:
1) а, о, э, у; 2) я, ё, е, ю.

Обратите внимание!
1) Я, е, ё, ю – это буквы, а не звуки! Поэтому они никогда не используются в транскрипции.

2) Буквы а и яо и ёэ и е обозначают соответственно: а и я – звук [а]; о и ё – звук [о], э и е – [э] – только под ударением! О произношении этих гласных в безударном положении см. в п. 1.8.
5. Буквы я, е, ё, ю выполняют две функции:
  • после согласного они сигнализируют о том, что предшествующая согласная буква обозначает мягкий согласный звук:
    Сяду [с’а́ду], сел [с’э́л], сёл [с’о́л], сюда [с’уда́];
  • после гласных букв, в начале слова и после разделительных ъ и ь эти буквы обозначают два звука – согласный [ j ] и соответствующий гласный:
    Я – [jа], е – [jэ], ё – [jо], ю – [jу].
    Например:
    1. после гласных: жуёт [жуjо́т], бреют [бр’э́т];
    2. в начале слова: ел [jэ́л], як [jа́к];
    3. после разделительных ъ и ьсъел [сjэ́л], вьюн [в’jу́н].
Обратите внимание!
1) Буквы и, е, ё после шипящих букв ж и ш не указывают на мягкость предшествующего согласного звука. Согласные звуки [ж] и [ш] в современном русском литературном языке всегда твёрдые!
Шил [шы́л], жесть [жэ́с’т’], шёл [шо́л].
2) Буква и после согласных букв ж, ш и ц обозначает звук [ы].
Шил [шы́л], жил [жы́л], цирк [цы́рк].
3) Буквы а, у и о в сочетаниях ча, ща, чу, щу, чо, що не свидетельствуют о твёрдости согласных ч и щ. Согласные звуки [ч’] и [щ’] в современном русском литературном языке всегда мягкие.
Чум [ч’у́м], (пять) щук [щ’у́к], часть [ч’а́с’т’], Щорс [Щ’о́рс].
4) Ь в конце слова после шипящих не является показателем мягкости. Он выполняет грамматическую функцию (см. п. 1.11).
6. Звук [ j ] обозначается на письме несколькими способами:
  • после гласных и на конце слова – буквой й;
    Май [ма́j].
  • в начале слова и между двумя гласными – с помощью букв е, ё, ю, я, которые обозначают сочетание согласного [ j ] и соответствующего гласного;
    Ел [jэ́л], як [jа́к].
  • на наличие звука [ j ] указывают также разделительные ъ и ь – между согласным и гласными буквами е, ё, ю, я.
    Съел [сjэ́л], вьюн [в’jу́н].
7. Буквы ъ и ь не обозначают никаких звуков.
Мягкий знак
  • Разделительные ъ и ь сигнализируют о том, что следующие за ними е, ё, ю, я обозначают два звука, первый из которых [ j ].
  • Неразделительный ь:
    1) указывает на мягкость предшествующего согласного:
    Мель [м’э́л’];
  • 2) выполняет грамматическую функцию.
    Например, в слове мышь ь не указывает на мягкость предшествующего согласного, а сигнализирует о том, что данное существительное женского рода.
Подробнее о правописании ъ и ь см. в п. 1.11. Употребление Ь и Ъ.

Упражнения к теме «Звуки речи и буквы»

Комментариев нет:

Отправить комментарий